Олеся Недостойная

Олеся Недостойная

Меня зовут Олеся Недостойная. Это моя настоящая фамилия. Мне 23 года, и из них последние 20 лет я живу в Финляндии. А родилась я в России, в Питере, и часто бываю там (если границы открыты). Я не художница.






















[Анна Любимова на выставке своих картин. Анна — в красном платье с рукавами три четверти, с бледной кожей и стрижкой каре русых волос. Она стоит, сцепив руки на животе, и смотрит в бок без улыбки. У нее глубоко посаженные темные глаза, румянец на щеках и красные губы.]

Представься, пожалуйста, и расскажи немного о себе как о художнице?

Меня зовут Олеся Недостойная. Это моя настоящая фамилия. Мне 23 года, и из них последние 20 лет я живу в Финляндии. А родилась я в России, в Питере, и часто бываю там (если границы открыты). Я не художница. Но я люблю писать картины акрилом, гуашью и рисовать фломастерами. Также мне нравится компьютерная программа Verve Painter, она бесплатная и создана одним человеком как хобби. Это такой симулятор, его интерфейс создан для художников, в нем можно писать красками. Мне кажется, что мои картины передают разные состояния и чувства, которые я испытываю. Еще я рисую то, что часто вижу: уток, деревья, море, видения.

Есть ли у тебя ясное воспоминание о том, как ты впервые встретилась с искусством? Поделись, пожалуйста, впечатлениями.

Есть, но это произошло намного позже того, как я начала заниматься изобразительным искусством.  Начала я с того, что в детстве меня отдали в кружок рисования, у меня сразу стало получаться: учителя хвалили, и мне это понравилось. После этого я захотела пойти в художественную школу учиться академическому рисунку и живописи. Там меня тоже хвалили, и мне это нравилось. Подростком я писала какие-то заказы маслом для людей из небольшого города Хамина, в котором жила. Рисовала собачек, кошек и иногда детей. Я зарабатывала небольшие деньги. Конечно, и сам процесс мне нравился, но больше мне нравилось то, что я могла считать себя успешной. После школы я училась в университете на графическом дизайне и одновременно изучала 3D-анимацию в онлайн-школе. Технически я развивалась и даже достигала каких-то успехов, получала хорошие оценки.  А с искусством я встретилась в тот момент, когда в школе по анимации нам дали задание нарисовать эмоции. Я хотела, чтобы меня похвалили за выполнение и этого задания, так что подошла к нему серьезно. В процессе поняла, что я понятия не имею, что такое грусть, злость, радость, любовь, страх и т.д. Я задумалась, посмотрела внутрь себя и не смогла продолжить. Меня сломало то, что я не смогла выполнить это задание. В то же время у меня сломался компьютер, и вместо учебы я на неделю осталась со своими мыслями и чувствами. За эту неделю я решила бросить и учебу в университете, и учебу 3D-анимации, и работу. Я переехала в другой город и стала жить по-другому. Знакомилась с разными людьми и с собой, начала ценить природу и рисовать ради рисования, а не для того, чтобы меня похвалили (хотя мне, конечно, до сих пор очень нравится, когда меня хвалят). Этот момент и считаю своей первой встречей с искусством. Я поняла, что оно — как зеркало, через которое я вижу некое отражение себя.
Как давно ты идентифицируешь себя как художница? И как ты к этому пришла? Как зародился твой первый проект?Я не идентифицирую себя как художницу. Я просто люблю рисовать. Еще я люблю наряжаться, украшать свой дом, готовить еду и кушать, заниматься сексом, гулять, общаться с людьми, играть на музыкальных инструментах, спать и многое другое. Чаще всего я сплю и ем, на третьем месте по частоте рисование. Люблю всё одинаково сильно. Мой самый первый художественный проект зародился одновременно с тем, как я родилась, сам по себе. Он еще не окончен, и я не давала ему названий.  Я не идентифицирую себя как художницу. Я просто люблю рисовать. Еще я люблю наряжаться, украшать свой дом, готовить еду и кушать, заниматься сексом, гулять, общаться с людьми, играть на музыкальных инструментах, спать и многое другое. Чаще всего я сплю и ем, на третьем месте по частоте рисование. Люблю всё одинаково сильно. Мой самый первый художественный проект зародился одновременно с тем, как я родилась, сам по себе. Он еще не окончен, и я не давала ему названий.
Получала ли ты художественное образование?Да, я упоминала выше, что училась в разных местах. В некоторых доучилась до конца, некоторые бросила. Технике изобразительного искусства я бы не смогла научиться без учителей и наставников и очень благодарна тем из них, которые передавали ученикам свои навыки и знания с любовью. Сейчас я научилась находить учителей в разных штуках: в друзьях, в случайных знакомых, в фильмах, музыке, картинах, стихах, книгах и т.д., в переломе ноги, в гусях и утках из парка, в деревьях, камнях, закатах, в снах и видениях, в себе. Иногда мне не хватает учителя по рисованию и хочется вернуться в какое-нибудь учебное заведение, но похоже, мне пока что нужно поучиться у ёлочек и камушков.

Про идентичность: считаешь ли ты себя человеком с инвалидностью/человеком с хроническим заболеванием?

Ну, у меня есть инвалидность. Мне диагностировали СМА. Мои мышцы слабее, чем у большинства людей, я передвигаюсь на электрическом инвалидном кресле, и мне нужна помощь во многих повседневных делах. Но ни с чем из вышеперечисленного я себя не идентифицирую.
Расскажи, пожалуйста, твоя инвалидность повлияла на твой художественный путь? На идентификацию себя как художницы? Считаешь ли ты свою инвалидность основной темой своей работы, или ты больше художница у которой есть инвалидность?Я просто часто рисую, и у меня есть инвалидность. Но, естественно, инвалидность повлияла на мой художественный путь, потому что это часть моей жизни. Я много грустила из-за инвалидности и сталкивалась (и сейчас сталкиваюсь) с трудностями в жизни, связанными с инвалидностью. Это заставило меня задуматься о многих вещах и дало мне возможность лучше узнать себя. Наверное, это повлияло на содержание моих работ. Также инвалидность сужает мне выбор техник, в которых я могу работать. Я выбираю такие техники, которые мне доступны. Допустим, я не пишу большие картины и не занимаюсь акробатикой, потому что это слишком сложно физически. Я выбираю материалы, в использовании которых не нужно прилагать много физической силы. Фломастерами легко рисовать, потому что на них не надо давить, то же самое с красками. Для рисования на компьютере у меня самый маленький графический планшет, чтобы не двигать много рукой.
Как ты рефлексируешь/репрезентируешь тему инвалидности в своих работах? И зачем ты это делаешь?Если я рисую себя, то я рисую себя на инвалидном кресле в тех ситуациях, когда я на нем сидела бы, допустим, на прогулке. Если я изображаю себя лежащую, парящую, в деревянной бочке или как-то еще, то я рисую свои пропорции тела, а они отличаются от среднестатистических пропорций человека, так что, наверное, это репрезентация инвалидности. Иногда я рисую своих друзей, у которых есть инвалидность. Я делаю это, потому что это правда.  Но вообще я больше рисую абстрактные и символические рисунки. Один раз я нарисовала два стилизованных инвалидных знака, потому что захотела сделать их покрасивее, на свой вкус.
Чем ты вдохновляешься? Что мотивирует тебя создавать работы?Я вдохновляюсь природой, искусством и другими людьми. Получаю вдохновение от прогулок, потому что на улице можно увидеть много чего красивого и интересного. Люблю листать книжки, справочники с иллюстрациями. У меня есть книжки с растениями, птицами, насекомыми и грибами, в них можно найти много интересных визуальных штук.  Меня вдохновляют искренние и откровенные разговоры с людьми — благодаря такому общению я начинаю видеть мир по-новому, узнаю новые вещи про себя, ну а еще это просто очень приятнои дает много сил.  Также меня вдохновляют интервью с художниками и фильмы про художников. Первыми мне вспомнились интервью группы Ic3peak и Монеточки у Дудя: после их просмотра я ощутила новую энергию для создания своих работ. Из вдохновляющих фильмов мне вспомнились «Вход через сувенирную лавку» про стрит-арт и фильм «День освобождения» про то, как группа Laibach давала концертв Северной Корее. Ну, этот фильм мне вспомнился, потому что я только что его посмотрела.  Еще меня вдохновляет просмотр мультиков и фильмов, посещение выставок, чтение книг и т.д. Из разных искусств меня больше всего вдохновляет музыка, даже не совсем вдохновляет, а больше задает ритм и динамику. Это важно для меня, потому что по ощущениям мои картины рисуются сами по себе, а я со стороны наблюдаю за этим. В тишине наблюдать бывает скучно, а под музыку динамично так выходит.  Я не знаю, что меня мотивирует. У меня нет выбора не рисовать. Это происходит само по себе.
Для тебя важно ощущать себя частью художественного сообщества? Или, может, ты бы хотел/ла сформировать своё сообщество художников с инвалидностью? Или в целом неуместно говорить о каком-либо разделении? Поделись, пожалуйста, мыслями на этот счет.Я не являюсь частью никакого сообщества и, по-честному, не нуждаюсь в нем. Меня окружают люди из разных сфер деятельности, с разными взглядами на жизнь и с разными жизнями. Мне это нравится. Но мне свойственно страдать, и иногда я грущу и думаю: «Как мне плохо! А вот было бы у меня сообщество, и я была бы счастлива и стала бы полноценным человеком наконец.» Иногда думаю о создании своего сообщества, художественного или, может, секты, иногда даже думаю о том, что было бы классно, если бы у меня была своя деревня. Но я никогда в голове не делю на людей с инвалидностью и без. 
Как ты считаешь, важно ли, чтобы у куратора была инвалидность? Приходилось ли тебе работать с носителями опыта инвалидности?Мне неважно, есть у человека инвалидность или нет. И мне не приходилось работать ни с какими кураторами.

Как ты думаешь, существует ли стигма в отношении художников с инвалидностью в области искусства?

Я не знаю, наверное.

Есть ли у тебя опыт взаимодействия с институциями, который тебе кажется положительным/ или может, наоборот, отрицательным и почему? Веришь ли ты в то, что художнику возможно самореализоваться без институции?

У меня нет такого опыта и я понятия не имею, как быть настоящим/правильным/профессиональным художником и что это означает.  Но я думаю, что каждый человек — художник, и любая деятельность — это искусство. Так что я верю, что можно самореализоваться без институций.

И последний вопрос: поделись, пожалуйста, планами на будущее, если не секрет. Возможно, ты уже сейчас над чем-то работаешь.

Я не знаю, что будет в будущем, но думаю, что продолжу рисовать разные картины. Еще сейчас мы делаем с моим другом комикс. Хотелось бы делать больше штук вместе с другими людьми и было бы приятно делиться тем, в создании чего я принимаю участие, с более широкой публикой. Сейчас я рисую картины, фотографирую их, выкладываю в инстаграм и складываю в уголок комнаты. Наверное, с ними надо делать что-то еще? А может, и не надо.

Работы


1. Утка, черная птица, дерево, камни, трава, море и небо.

Вижу такое часто в парке недалеко от дома. Digital drawing (программа Verve).

что на картинке


2. «Два знака инвалидности». Бумага, гуашь.



что на картинке


3. Вот такой пейзаж. Холст, акрил.

— 

что на картинке


4. Что-то абстрактное, мне нравится, как выглядит. Холст, акрил



что на картинке

Пролистать наверх