Использование доверия как педагогического приема,
и делегирование как условие устойчивости системы


Рассуждая над тем, почему проект прожил так долго, мы пришли к тому, что постоянный переход от одних руководителей к другим, помогал ему изменяться и адаптироваться к новым запросам участников

РР: В какой-то момент накапливается критическое количество изменений, и если ты остаешься руководителем, то вряд ли сможешь по настоящему принять эти изменения. Должен прийти кто-то другой, кто примет ответственность за перемены и готов в этой новой измененной ситуации работать.

Для каждого человека в проекте наступает момент, когда он или она должны уйти, освободив место для следующего. Поэтому из проекта «выпускаются» все – и дети, и взрослые, и мимолетные участники, и долгожители с руководителями. Ты не можешь сидеть на одном месте, в одной роли вечно. И ты учишься вовремя уходить

ЮР: Это похоже на суп, в котором все варятся и варятся и варятся.
Очень полезно выходить из этой среды, это дает возможность чему-то новому войти.
Когда приходят новые люди, в ткани системы появляются дырочки, через которые пробивается свежий воздух.


Вместе с тем, люди, которые в разное время работали над проектом, погружались в него довольно основательно. Без финансовой выгоды и карьерных перспектив отдавая много сил и ресурсов этому месту. Когда мы обсуждали эту «вирусность» участия, вышли на следующие мысли:

ИК: Это не только волотерское дело, но и личное. Мы вместе дышим, кушаем, город делаем. Это повседневность, которая наполнена личными смыслами. Поэтому каждый год находятся ребята, которым это важно и интересно.

РР: Во первых есть люди, для кого этот проект становится частью самоидентификации, частью личности. Это и позволяет ему или ей существовать в проекте так долго.

Непрекращающаяся передача задач маленьких и больших обеспечивает гибкость всей системы. И здесь важно понимать, что для всех участников можно найти дело, а через дело появится чувство причастности.

ЮР: В плане людей – это история про семью. Город как многодетная семья, где все очень классно занимают разные ниши. Если все ниши заполнены, то все работает без сбоев.

Здесь будет полезно вспомнить, что в комунарской традиции доверие часто используется как педагогический прием.

Многие дети говорят, что в Городе становишься ответственнее и осознаннее. Кто-то впервые в жизни берет в руки нож и нарезает овощи, потому что обед по-другому не появится, кто-то ставит палатки, потому что от этого зависит твой сон на сегодня. И это не только про модель самоуправления в мини-сообществах, но и про взросление. Про это удачно сформулировала одна из организаторок проекта, рассказывая про то, чем полезен веревочный городок:

РР: Дети впервые брали в руки карабин, надевали обвязку, знакомились со снаряжением. Они никогда не имели опыта нахождения на такой высоте, это было для них очень серьезным сенсорным воздействием. Высота становилась большим испытанием: ты оказываешься наверху один и понимаешь, что сам за себя в ответе. Но они намного серьезнее относятся к тому, что они делают, потому что они понимают, что это правда в их руках, им правда это доверили и им правда придется это сделать.